четверг, 14 ноября 2013 г.

Система национальных счетов

Система национальных счетов. 

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (полное название: система счетов национального продукта и дохода). Система национальных счетов была разработана в конце 1920-х гг. группой американских ученых, сотрудников Национального бюро экономических исследований, под руководством будущего лауреата Нобелевской премии Саймона Кузнеца.
Попытки разработать систему макроэкономических показателей, позволяющих оценить состояние национальной экономики, предпринимались в разных странах еще в годы Первой мировой войны; тогда это делалось с целью оценки военного и экономического потенциала воюющих держав. Дальнейшее развитие эти стремления получили в середине 1920-х гг. в период бурного подъема экономики развитых стран (так называемый период процветания). Их целью было прогнозирование тенденций экономического развития. Причем исследования проводились не только в специально созданной в начале 1920-х гг. в США частной организации – Национальном бюро экономических исследований, где эту работу возглавил известный американский экономист Уэсли Клер Митчелл, занимавшийся изучением проблем экономического цикла (что невозможно при отсутствии системы макроэкономических показателей). Параллельно работы в этом направлении велись и в Советской России во всероссийском (а впоследствии всесоюзном) Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ) в связи с необходимостью разработки пятилетних планов развития экономики страны, а также для оценки тенденций развития мировой экономики и перспектив мировой революции.
В октябре 1929 г. разразился крах на Нью-Йоркской фондовой бирже, положивший начало самому глубокому и продолжительному мировому экономическому кризису – Великому краху, или Великой депрессии 1929–1933 гг. В связи с этим уже в начале 1930 г. конгресс США принял постановление о необходимости разработки системы индикаторов (показателей), которые позволили бы оценить состояние американской экономики. Практически такая система уже была создана.
После Второй мировой войны большинство стран в соответствии с рекомендациями Организации Объединенных Наций стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в системе национальных счетов, что позволяет производить макроэкономические сопоставления по разным странам мира. Россия (СССР) начала использовать эту методику с 1987 г.
Система национальных счетов (СНС) – это совокупность статистических макроэкономических показателей, характеризующих величину совокупного продукта (выпуска) и совокупного дохода, позволяющих оценить состояние национальной экономики.
СНС содержит три основных показателя совокупного выпуска (объема производства) – валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), чистый внутренний продукт (ЧВП) и три показателя совокупного дохода – национальный доход (НД),личный доход (ЛД), располагаемый личный доход (РЛД).
До конца 1980-х гг. основным показателем, характеризующим совокупный объем производства, был показатель ВНП. В современных условиях в связи с интернационализацией экономических и хозяйственных связей и трудностями подсчета ВНП из-за того, что национальные факторы производства каждой страны используются во многих других странах мира, основным показателем совокупного объема выпуска стал ВВП.
Валовой внутренний продукт – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны с помощью как национальных (принадлежащих гражданам страны), так и иностранных (принадлежащих иностранцам) факторов производства в течение одного года. Если разобрать понятие, то получается:
1. Рыночная: в стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т. е. те, которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВВП не включаются: а) труд на себя (когда человек сам себе строит дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру; мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль; парикмахер делает себе прическу и т. п.); б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу в починке забора, приятелю в производстве ремонта, знакомому, чтобы довезти его до аэропорта, и др.); в) стоимость товаров и услуг, производимых теневой экономикой.
Что касается последней, то, хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых, однако, укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх необходимого для обеспечения официального производства и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.
2. Стоимость: ВВП измеряет национальный объем производства в денежном выражении, т. е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно «сложить» яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т. д. Деньги служат всеобщим эквивалентом стоимости всех товаров, единым измерителем, позволяющим оценить ценность всех разнообразных видов товаров и услуг.
3. Конечных: вся продукция, производимая экономикой, делится на конечную и промежуточную. Конечной называется продукция, которая идет в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи.Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты и т. п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное и вложенное в чизбургер, – промежуточным, так как будет подвергнуто переработке в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом.
В ВВП включается только стоимость конечной продукции, с тем чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Подсчет стоимости конечной продукции поэтому ведется по добавленной стоимости. 
Предположим, что фермер вырастил зерно и продал его за 5 долл. мельнику, который смолол зерно в муку. Мельник за 8 долл. продал муку пекарю, который сделал из нее тесто и испек хлеб. Выпечку пекарь за 17 долл. продал булочнику, а тот продал хлеб покупателю за 25 долл. Зерно для мельника, мука для пекаря, выпечка для булочника являются промежуточной продукцией, а хлеб, который булочник продал покупателю, – конечной продукцией.
Валовой национальный продукт - в отличие от Валового внутреннего продукта, отражающего совокупную стоимость всех благ, созданных на территории страны, валовой национальный продукт отражает совокупную стоимость благ, созданных только её резидентами, вне зависимости от их географического положения.
Чистый внутренний продукт - денежное выражение стоимости произведенных страной за год товаров и услуг за вычетом капитала, потребленного в процессе производства.
Национальный доход - обобщающий показатель экономического развития страны; вновь созданная в материальном производстве стоимость. Национальный доход складывается из: 
- заработной платы рабочих и жалования служащих; 
- дополнительных выплат; 
- рентных доходов владельцев собственности; 
- чистого процента по потребительским кредитам; 
- прибылей корпораций; 
- доходов собственников. 
Национальный доход отличается от ВНП на сумму амортизационных отчислений и косвенных налогов на предпринимателей. 
Национальный доход - в экономических моделях - денежный поток, направленный от фирм к домохозяйствам в уплату за факторы производства.
2)Домашнее задание

 Включается ли в ВВП России данная статья?  Если нет, то почему?  Если да, то при расчете по расходам или по доходам, и в какой конкретно раздел?
 Плата студента за обучение на коммерческом отделении ВУЗа
 Да, включается в ВВП по расходам, в раздел потребительских расходв и услуг
 Плата иностранного студента за обучение в России  Да, данная статья включается по статье расходов, так как эти расходы осуществлются на территории РФ, то они вкючаются в ВВП. 
 Стипендия студента за обучение в России Не включается, так как стипендия носит форму трансферты.
 Стипендия студента, обучающегося на бюджетном отделении ВУЗа  Не включается в ВВП, так как стипендия выплачивается государством на безвозвратной основе, кроме того она не имеет рыночной стоимости, так как носит социальный характер.
 Бюджетные средства, из которых финансируется жалованье преподавателя государственного ВУЗа  Да, данная статья включается в ВВП Росии по статье расходов, в раздел государственных закупок. Товар или услуга, купленные на государственные нужды фиксируются налоговыми службами.
 Стоимость проданных на вторичном рынке акций  Нет, данная статья не входит в ВВП Росии, т.к. является финансовой сделкой, которая может совершаться неограниченное количество раз.
 Доходы адвоката, работающего по найму в частной конторе  Данная статья включается в ВВП России по статье доходов,  в раздел заработной платы. 
 Доходы адвоката, работающего в собственной фирме  Данная статья включается в ВВП России, по статье дохода, но в отличие от предыдущего примера, в раздел дохода собственника(т.е. всю прибыль получает владелец бизнеса)
 Расходы семьи на покупку подержанной машины  Не включается в ВПП, так за товар была заплачена определенная цена при первой попытке. В ВВП может быть включена только тогда, когда товар будет продан по цене выше первоначальной, и ВВП будет включена только эта надбавка.  
 Расходы семьи на покупку квартиры в новостройке  Да, данная статья включается в ВВП, по статье расходов, в раздел финансовые вложения  в недвижимость.
 Комиссионные риелтору за продажу квартиры в доме, построенном 10 лет назад  Данная статья включается в ВВП, по статье доходов, в раздел заработной платы. Так как деятельность риелтора должна  быть зарегестрирована, поэтому отслеживается налоговыми органами. 
 Деньги, получаемые от сдачи внаем квартиры в доме, построенном 10 лет назад  Данная статья включается в раздел ВВП, по статье доход, в раздел арендная плата. Если квартира сдается в наем и оформлены все документы, то есть арендодатель платит налог со своей деятельности. 
 Плата за проживание в собственном доме, построенном 10 лет назад  Данная статья включается в ВВП, может учитытваться как по статье дохода, так и расхода, входит в раздел условно начисленной арендной платы, под которой подразумевается стоимостная оценка товаров и услуг, не подежащих продаже на рынке и не имеющих рыночной цены, используется в сфере жилищных услуг, учитывается в соответсвии с затратами на предоставление этих товаров и услуг.
 Процент по государственным облигациям, полученный частным лицом  Не включается в ВВП, так как этот процент получен по государственным ценным бумагам, то есть это сделка не носит рыночный характер. Кроме того облигация - это форма займа государством у населения.
 Стоимость продукции, скопившейся за год на складе фирмы  Включается в ВВП, по статье расходов, по разделу инвестирование.
 расходы КПРФ на проведение съезда
 доходы РПЦ  Включается в ВВП, по статье расходов,  в раздел расходов некоммерческих организаций.
 Доходы тружеников теневого бизнеса                                                       Не вкючаются в ВВП, так как теневая экономика не учитывается, по той причине, что деятельность теневой экономики не фиксируется налоговыми органами. 
 20 рублей, полученных внуком от бабушки на покупку мороженного   Не включается в ВВП, так как деньги были даны ребенку на безвозмездной основе, то есть эти 20 рублей являются трансфертом.
 Покупка нового отечественного автомобиля "газель" частным лицом  Данная статья включается в ВВП, по статье расходов, в раздел потребительских расходов на товары длительного пользвования(автомобиль, квартира, дача и т.д.)
 покупка нового отечественного автомобиля "газель" частным автотранспортным предприятием  Данная статья включается в ВВП России по статье расходов, в раздел инвестирования в капитал(то есть, приобретенная машина становится капиталом этой фирмы, каким являются, например, уже ранее приобретенное оборудование)
 покупка импортного автомобиля "мерседес" частным автотранспортным предприятием  Не включается, так как автомобиль,  собран не на территории страны, а в ВВП учитываются товары произведенные только на территории страны.
 покупка нового отечественного автомобиля "волга" для секретариата мэрии Москвы  Данная статья включается в ВВП по статье расходов, в раздел государственных закупок.
 Дивиденды, выплаченные по итогам года российскими акционерами частного акционерного общества, находящегося в Москве  Данная статья включается в ВВП по статье доходов, в раздел дивиденды. С дивидендов налог тоже выплачивается, значит включается в ВВП. Более того, указанное акционерное общество находится на территории РФ.
 Дивиденды, выплаченные по итогам года иностранным акционерам частного акционерного общества, находящегося в Москве  Да, включается по статье доход, в раздел чистый доход, то есть до получения дивидендов налог уже был заплачен, в результате чего иностранные акционеры получили прибыль с учетом налоговычета, так же влияет то, что акционерное общество находится в Москве, то есть на территории РФ
 Дивиденды, выплаченные по итогам года российским акционерам американской корпорации, находящейся в Нью-Йорке  Не включается в ВВП, так как происходит на территории РФ, но включается в ВНП, потому что дивиденд получен российскими акционерами.
 Продажа российской нефтяной компанией сырой нефти иностранному нефтеперерабатывающему заводу  Включается в ВВП в случае, даже если завод находится вне территории России, главное, что произведен на ее территории.
  Продажа российской нефтяной компанией сырой нефти иностранному нефтеперерабатывающему заводу,  расположенному за рубежом  Включается в ВВП, по статье расходов, в раздел экспорт, т.к. завод располоен за рубежом.
 НДС, поступивший в государственный бюджет  Включается в ВВП, по статье дохода, как косвенный налог.
 Налог на прибыль, поступивший в государственный бюджет  Включается в ВВП, по статье дохода, в раздел валовой прибыли, под которой понимается разность между выручкой и себестоимостью реализованного товара.
 Подоходный налог, уплаченный наемным рабочим со своей зарплаты  Включается в ВВП, по статье дохода, в раздел заработной платы, точнее ее часть.
2)В ВВП/ВНП какой страны будут включены:
а)заработок российского хоккеиста, играющего в США  за команду Детройта- частично войдет в ВНП России, войдет в ВВП США
б)дивиденды на акции российского акционерного общества(работающего на территории России), принадлежащие немецкому гражданину- Войдет в ВВП России.
в)доходы гражданина Молдавии, полученные от игры в карты в московской электричке - не войдет ни ВВП/ВНП Молдавии, ни в ВВП/ВНП России. 

четверг, 24 октября 2013 г.

Производитель в экономике

Производитель - экономический субъект, деятельность которого направлена на производство товаров и услуг с целью последующего их обмена, в основном на деньги.
Производитель может быть представлен организацией или физическим лицом. 
Производитель - это, прежде всего, организация: организация людей, объединенных для производства продукции в целях получения прибыли.

 Организация - это сознательно координируемые действия группы людей по достижению общей цели (целей).
В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института - формальной организации. Такими организациями являются предприятия-производители продукции (частные и государственные), государственные учреждения, общественные объединения, учреждения культуры и образования и т.д. Если организация не институциирована, то говорят об организации как о процессе (например, организация митинга). Мы используем термин "организация" в первом смысле, рассматривая выделенный класс формальных организаций, который мы называем организациями бизнеса, или, по-иному, производителями.

Любая организация, в том числе производитель, может быть представлена как подсистема более общей системы - внешнего мира. Из внешнего мира производитель получает ресурсы, отдавая взамен созданный им продукт. Жизнедеятельность производителя, таким образом, складывается из трех процессов:
  • получение ресурсов из внешнего мира
  • изготовление продукта
  • передача продукта во внешний мир

Если прекращается хотя бы один из трех процессов, производитель как организация прекращает существование. Поэтому задача любого производителя - поддержание баланса между тремя этими процессами и мобилизация ресурсов на их осуществление.
1)Презентация по теме:
Производитель в экономике

Потребитель в экономике

Размеры, структура и динамика спроса потребителя в условиях ограниченного бюджета в микроэкономике исследуется теорией потребительского поведения, основанной на маржинализме. Ее исходными принципами является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе.
Полезность степень удовольствия (удовлетворения) от потребления товара. Полезность товара – понятие сугубо индивидуальное, которое зависит от многих факторов.

Потребности людей различаются по степени неотложности: на первом месте стоят потребности в еде, питье, одежде, безопасности, жилище (ради безопасности, как мы знаем, беженцы покидают свои жилища); затем потребности в общении, принадлежности к коллективу, наконец, потребности в интересной работе, в творчестве. Набор необходимых потребностей человека несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах (самый яркий пример — климатические различия: жители жарких стран испытывают потребность не в отоплении, а наоборот, — в охлаждении воздуха). По мере того как человек потребляет какое-либо благо или услугу, соответствующая его потребность насыщается. Для босого человека, скажем беженца из Гаити, высадившегося на берег в США, приобретение первой пары туфель имеет огромное значение: оно удовлетворяет острую, неотложную потребность. Предположим, что наш гаитянин устроился на работу и стал получать некоторый доход. Тогда он может захотеть приобрести еще одну пару штиблет для того, чтобы ходить в выходной день в кино, на танцы или в церковь. Ясно, что важность или полезность этой второй пары обуви намного меньше, чем первой. Наконец, если наш герой войдет во вкус и купит еще несколько пар ботинок, то полезность для него каждой следующей, дополнительной пары (экономисты называют ее предельной полезностью) будет все меньше и меньше. Это явление получило название закона убывающей предельной полезности. В один прекрасный день полезность дополнительной пары обуви не превысит тех неприятностей, которые причинит ему хранение всего этого богатства. Тогда наш потребитель прекратит дальнейшие покупки ботинок. Его потребность в ботинках полностью удовлетворена .
  • Каждая последующая единица товара приносит удовлетворения меньше, чем предыдущая 
  • По мере увеличения потребления какого-либо блага, общая полезность растет, а предельная – уменьшается.
Микроэкономика в своем анализе потребителя исходит из предположения рациональности его поведения.Рациональное поведение отдельного человека или группы людей проявляется в их стремлении достичь максимальную полезность из потребления данного товара с учетом ограничений бюджета.
Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги с учетом их дохода и личных предпочтений.
Полезность какого-либо блага мы в дальнейшем будем определять как его способность удовлетворять какие-либо потребности человека или общества. 

Бюджет потребителя – это план его доходов и расходов за определенный период
Точное равенство доходов и расходов – бюджет сбалансированный
Расходы превышают доходы – бюджет дефицитный
Доходы превышают расходы – бюджет профицитный 
Доходы бюджета 

  • Оплата труда (заработная плата) 
  • Доходы от сбережений (проценты в банке) 
  • Доход от собственности (дивиденды по акциям, арендная плата и др.) 
  • Доход от предпринимательской деятельности 
  • Пенсия, стипендия, пособия (социальные трансферты) 
  • Неденежные доходы
Расходы бюджета 
  • Фиксированные (обязательные) расходы: питание, квартплата, коммунальные услуги, транспорт и т.д. 
  • Переменные расходы: одежда, обувь, мебель и другие товары длительного пользования, отдых и развлечения и т.д. 
  • Планируемые сбережения
Закон Энгеля

Количество и виды приобретаемых потребителями товаров и услуг в заметной степени зависят от денежных доходов покупателей. Прусский статик Эрнест Энгель еще в XIX веке обнаружил естественную закономерность, согласно которой по мере увеличения доходов потребителей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, тогда как часть дохода, расходуемая на предметы роскоши, товары не первой необходимости, увеличивается. Уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, не обязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров. Действительно, если для приобретения простейших жизненно необходимых товаров повседневного спроса семье из четырех человек необходимо затратить, скажем, 15000 руб. в месяц, а ее месячный доход и расход равны 30000 руб., то доля таких товаров в семейном бюджете составит половину. Для семьи же, расходующей в месяц 150000 руб., приобретение тех же повседневно необходимых товаров потребует затраты только 10% общей суммы расходов семейного бюджета.
Наряду с общими принципами выбора рационального потребительского выбора существуют особенности, которые определяются влиянием на него рыночного спроса, а также вкусов и предпочтений. Эти факторы обуславливают функциональный или нефункциональный характер спроса. 

воскресенье, 29 сентября 2013 г.

Спрос.Предложение.Рыночное равновесие

1)Теоретическая база по теме

Закон спроса и предложения — объективный экономический закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом.
 Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить величину спроса.
Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
Кривая спроса

Предложение — возможность и желание продавца предлагать свои товары для реализации на рынке по определённым ценам. Такое определение описывает предложение и отражает его суть с качественной стороны. В количественном плане предложение характеризуется по своей величине и объёму. Объём, величина предложения — это количество продукта (товара, услуг), которую продавец желает, может и способен в соответствии с наличием или производительными возможностями предложить для продажи на рынке в течение некоторого периода времени при определённой цене.
Как и объём спроса, величина предложения зависит не только от цены, но и от ряда неценовых факторов, включая производственные возможности, состояние технологии, ресурсное обеспечение, уровень цен на другие товары, инфляционные ожидания.
Кривая предложения
2)Домашнее задание
Сектор 1 - если отклонение от точки равновесия произойдет на это  участок, то покупательская способность снизится(упадет величина спроса), так как товара будет много, и продавцу придется снижать цену, чем дальше кривая предложения будет отдаляться от кривой спроса, тем меньше окажется величина спроса.
Сектор 2-В данном случае тоже возникает избыточное количество товара, продавцу тоже придется снижать цену, так как возможно пресыщение рынка, однако, в данном секторе, цена может упасть ниже точки равновесия.
Сектор 3- в данном случае, вырастет цена производимого товара, и покупательская способность снизится. Например, производитель будет готов будет продать свои товар за 5, но некоторым покупателям цена неприемлема, то есть производитель теряет покупателя.
Сектор 4- В данном случае, величина предложения непропорциональна величине спроса, первая меньше, чем вторая. Покупательская способность выше: желающих на одну единицу товара будет больше чем положено.
Сектор 5 - здесь возникает дефицит, спрос будет еще выше(кол-во готовых заплатить за товар возрастает), но величина предложения не будет его оправдывать
Сектор 6- величина спроса резко падает, несмотря на то, что товар не находится в дефиците.
8) Дефицит и избыток
Когда величина рыночного спроса, то есть количество денежного товара, превышает величину предложения товара, который может быть куплен на эти деньги, создается ситуация, которая называется величиной избыточного спроса, или
 дефицитом. На практике первым признаком создающегося дефицита является заметное уменьшение товарных запасов, которые продавцы всегда имеют, чтобы оперативно реагировать на незначительные изменения спроса.Когда запасы явно уменьшаются, продавцы поступают двояко. Они либо увеличивают производство своего товара, получая дополнительную прибыль от увеличения оборота, либо повышают цену на оставшийся товар, либо делают то и другое сразу. В последних двух случаях   рыночная цена пойдет вверх, приближаясь к равновесной цене.В результате таких действий продавцов покупатели с течением времени получат либо количество товара, достаточное для реализации их денежного спроса, либо такую рыночную цену, при которой образовавшийся было у них избыток денег  исчезнет при прежнем количестве товара.В случаях, когда величина предложения товара на рынке превышает спрос на него, т.е. то количество денег, которые он может быть обменен, возникает товарный излишек или избыток. Избыток товара отражается, прежде всего, на росте его запасов. Продавцы на рост запасов реагируют либо сокращением производства товаров, либо понижением цен, либо применяют обе политики.  В результате цена товара опускается до уровня равновесной цены и его количество сокращается до величины, равной денежному спросу. Когда это происходит, рынок возвращается в состояние равновесия.
9)
С помощью кривой спроса можно определить выигрыш потребителя – это разность между максимальной ценой, которую может заплатить потребитель за товар (цена спроса), и реальной (рыночной) ценой данного товара.

Цена спроса на товар (РD) определяется предельной полезностью каждой единицы товара, а рыночная цена товара – взаимодействием спроса (D) и предложения (S). В результате этого взаимодействия товар продается по рыночной цене (Рe) (рис. 6.2).Поэтому потребитель выигрывает, покупая товар дешевле, чем он мог за него заплатить. Этот выигрыш равен площади заштрихованного треугольника РDЕРe (рис. 6.2).
Знание предельных издержек (МС) позволяет определить выигрыш производителя. Дело в том, что минимальная цена, по которой фирма может без потерь продавать единицу продукции, не должна быть ниже предельных издержек (МС) (прирост затрат, связанный с производством каждой последующей единицы продукции) (рис. 6.2). Любое превышение рыночной цены единицы продукции над ее МС будет означать рост прибыли фирмы. Таким образом, выигрыш производителя – это величина превышения цены реализации (рыночная цена) над предельными издержками производства. Такой излишек фирма получает от каждой продаваемой единицы товара по рыночной цене (Рe), превышающей предельные издержки (МС) производства данной единицы. Таким образом, продавая объем товара (Qe) (при разных МС на каждую единицу продукции от 0 до QЕ) по РЕ, фирма получит выигрыш, равный заштрихованной площади РeЕРS.
10) Изменение величины предложения и предложения
  1. Изменение величины предложения наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменных прочих факторов рыночной конъюнктуры и предполагает движение вдоль кривой предложения (стрелка №1)
  2. Изменение предложения, напротив, означает изменение всей функции предложения за счет изменения каких-либо неценовых фактор при неизменной цене на анализируемый товар (стрелка №2)
  •  — Цена
  •  — Объем спроса
  •  — Кривая спроса
Факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар, называются неценовыми детерминантами спроса. Среди наиболее значимых неценовых детерминант экономисты выделяют:
1. Вкусы и предпочтения потребителей.
Так, например, активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).
2. Доходы потребителей.
Для подавляющей группы нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо.
Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.
3. Число потребителей.
При прочих равных условиях , чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.
4. Цены на другие товары.
Данный фактор является неценовым, т.к. предполагает неизменность цены рассматриваемого товара. Цена же любого другого товара кроме того, который мы анализируем, выступает в качестве неценового фактора.

четверг, 26 сентября 2013 г.

Типы экономических систем

1)В процессе развития общества возникают экономические проблемы, связанные с ограниченностью ресурсов и альтернативными издержками, которые требуют решения.
Экономическая система — способ организации хозяйственной жизни общества, другими словами — это способ принятия решений о том, ЧТО? КАК? и ДЛЯ КОГО? производить


2)Домашнее задание. Как различия в конституциях двух государств могут приводить к существованию двух типов экономических систем?
Как известно, конституция - это основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя, форму правления и государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления и так далее. Все сферы жизни общества тесно взаимосвязаны,  более того они взаимозависимы. Однако рассмотрим взаимосвязь между  политической и экономической сферой жизни. Государство стоит во главе общественной жизни и именно оно задает экономическую политику, просто вся разница заключается в том, какова его степень участия в определении этой самой политики. Такие отношения регулируются конституцией, где само государство определяет свое место в экономике, будь она рыночная или командная. Конституция РФ прежде всего фиксирует различные формы собственности, которые защищаются государством.  Статья 8 Конституции РФ называет частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Также Российская конституция закрепила за гражданами право иметь землю в собственности, единственным требованием, которое содержится в ч.2 ст.36 — это не наносить ущерб окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов других лиц. Именно в этих статьях прослеживается отношение государства относительно собственности: оно признает право частной собственности, и не в праве вмешиваться, если владение и распоряжение этой частной собственностью не нарушает закона. Также конституция нашего государства признает открытый рынок и разрешает свободно заниматься предпринимательской деятельностью, естественно в рамках закона. Обращаясь к Конституции КНР, стоит опять же отметить, что государство само определяет свою нишу в экономике. Так как КНР социалистическое государство, логично, что оно не признает частной собственности, стремится ее национализировать. Конституция КНР четко это обозначает и говорит, что вся экономическая деятельность государства будет сводиться к "осуществлению социалистических преобразований", сущность который заключается в превращении частного в общественное. В командной экономике ведущая роль в экономике достается государству, понятие "частная собственность" тут не может существовать.

среда, 4 сентября 2013 г.

Экономика: наука и хозяйство

Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.
Впервые в научном труде слово «экономика» появляется в IV в. до н. э. у Ксенофонта, который называет её «естественной наукой». Аристотель противопоставлял экономику хрематистике — отрасли деятельности человека, связанной с извлечением выгоды. В современной философии экономика рассматривается как система общественных отношений, рассмотренных с позиции понятия стоимости. Главная функция экономики состоит в том, чтобы постоянно создавать такие блага, которые необходимы для жизнедеятельности людей и без которых общество не сможет развиваться. Экономика помогает удовлетворить потребности человека в мире ограниченных ресурсов.
Экономика общества представляет собой сложный и всеохватывающий организм, который обеспечивает жизнедеятельность каждого человека и общества.

1) Презентация по теме:

среда, 8 мая 2013 г.

Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок.Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него. На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Критерий деления Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существуетпознавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе; регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения); информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений; коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем. Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.Структура духовной жизни общества:- Духовные потребности Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности - Духовная деятельность (духовное производство/Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом- Духовные блага (ценности): Идеи, теории, образы и духовные ценности. Духовные общественные связи индивидов.Сам человек как существо духовное,воспроизводство общественного сознания в его целостности Особенности: Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя  Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.