среда, 8 мая 2013 г.

Культура и духовная жизнь

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок.Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него. На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности. 
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Критерий деления Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существуетпознавательная – это формирование целостного представления о народе, стране, эпохе; регулятивная (нормативная) - формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения); информативная - осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений; коммуникативная - сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение социализации - усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию. Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности. Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности. Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем. Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.Структура духовной жизни общества:- Духовные потребности Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности - Духовная деятельность (духовное производство/Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом- Духовные блага (ценности): Идеи, теории, образы и духовные ценности. Духовные общественные связи индивидов.Сам человек как существо духовное,воспроизводство общественного сознания в его целостности Особенности: Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя  Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества.

вторник, 16 апреля 2013 г.

Политические партии

Политическая партия — особая общественная организация(объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления. Большинство партий имеют программу - выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Политическая партия — стабильная иерархическая политическая организация, объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней. По сравнению с общественно-политическими движениями и избирательными блоками политические партии отличаются большей идейной и организационной общностью и долговременностью действия.

1) Презентация по теме:


Политические партии from mson72

2)Символы политических партий и движений России
  




Политическая идеология

Идеология — система концептуально оформленных представлений и взглядов на политическую жизнь, которая отражает интересы, идеалы, настроения людей, а также наций, политических партий и других субъектов политики.


Сущность политической идеологии:

В отличие от науки, идеология содержит не только знания о политической жизни, но и оценку политических процессов с позиций носителя данной идеологии, то есть содержит также и различные предубеждения.
Политическая идеология создается деятельностью определенных слоев или даже отдельных личностей. Идеология является питательной почвой для формирования общественно-политических движений.
Структура идеологии:
  • политическая теория
  • общественно-политический идеал ("светлое будущее")
  • концепция политического развития
  • политические символы

Либерализм

Либерализм (от латинского liberalis — свобода) — идейно-политическое движение, ставящее целью ограничение различных форм государственного диктата и принуждения по отношению к личности.
К основным принципам либерализма относятся:
  1. Безусловная ценность человеческой личности.
  2. Изначальное равенство перед законом.
  3. Неотчуждаемые права.
  4. Договорной характер отношений индивида и государства.
  5. Верховенство закона как инструмента социального контроля.
  6. Защищенность частной жизни человека и свободы его действий.
Свобода в либерализме рассматривается как высшая ценность и средство обеспечения морального, интеллектуального и экономического прогресса общества.

Анархизм

Анархизм (в переводе с греческого — безвластие) — социально-политическое учение, отрицающее позитивную роль государственной власти и выступающее за освобождение личности от всех форм политической, экономической и духовной власти. Основным принципом анархизма является добровольность человеческих взаимоотношений.

Марксизм (коммунизм)

Марксизм теоретически обосновывает необходимость классовой борьбы ради построения бесклассового общества, основанного на коллективизме, равенстве, высоком уровне производства и сознательности людей. В коммунистическом обществе реализуется принцип «От каждого по способностям, каждому по потребностям!».

Социал-демократия

Социал-демократия (социал-реформизм) обосновывает необходимость реформирования капиталистической системы с целью построения социального государства. По мнению социал-демократов, необходим диалог между народом и крупными собственниками, посредником в котором должно выступить государство.
  1. Безусловная ценность человеческой личности
  2. Изначальное равенство перед законом
  3. Неотчуждаемые права
  4. Договорной характер отношений индивида и государства
  5. Верховенство закона как инструмента социального контроля
  6. Защищенность частной жизни человека и свободы его действия
  7. Диалог между слоями общества, посредник - государство
  8. Широкая социальная поддержка населения, уменьшение социального разрыва

Фашизм и нацизм

Фашизм с момента своего зарождения выражает интересы агрессивных сил общества и характеризуется следующими чертами:
  • национализм,понимаемый как духовное единение всех частей нации ради некой общей ( "героической" ) цели
  • применение крайних форм насилия против оппозиции
  • расизм ( более характерен для нацизма )
  • широкое использование государственно-монополистических методов регулирования
  • максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни
  • социальная демагогия

Консерватизм

Консерватизм является приверженностью традиционному миропорядку. Неотъемлемой чертой консерватизма является уважение к частной собственности. Одна из главных черт консерватизма — неприятие революционных изменений.


воскресенье, 24 февраля 2013 г.

Ничего так не бодрит, как с утра метеорит

Где-то в космосе летит голубой метеорит, ты идешь, а он летит, ты бежишь, а он летит, ты упал, но все летит в космосе метеорит


Пересмотрев это видео не один раз, я подумала, что неплохо было бы привязать его к недавним событиям: ведь все так и было, мы сидели на уроке, ничего не подозревая. И кто бы мог подумать, что вместо алгебры мы пойдем домой. Хотя все могло сложиться и по-другому. Конечно мы часто повторяем фразу, что мол человек против природы ничто и мы с нашими технологиями ничего не сможем сделать, против очередного цунами или землетрясения.  Возвращаясь к видео меня как всегда удивила то стабильное будущее этого самого ребенка, который стал астронавтом и улетел в тайгу за метеоритом, однако, в конце ему посоветовали учиться, чтобы  все это сбылось. Вот и я подумала, что было сталось бы с мальчиком, если бы метеорит упал не в тайгу, а, допустим, как случилось с нами, рядом с родным городом. Наивно на самом деле предполагать, что что-то бы изменилось или бы он стал учиться лучше. Однако справедливо подумать как изменился бы мир вокруг, после такого события. Лично я вдруг понимаю, что в такой ситуации человек не то что  бы перед природой бессилен, он в первую очередь перед самим собой бессилен. А так как все мы люди, тогда оно и понятно, почему реакция не только СМИ, но и самих властей показалась мне несколько странной. Губернатор рассказывал про какой-то газовый лед или газ изо льда, первый канал вводил в заблуждение, выдавая газовый кратер за место падения метеорита.





Вот она и проблема оценки истинности, по каким критериям первый канал оценил, что эта воронка и есть место падения метеорита? Наверное, те, кто подбирали материалы к репортажу второпях взяли первое попавшееся видео, где энтузиасты не упустили пошутить над случившимся и переименовать название газового кратера на место падения челябинского метеорита. Понятно, что телевизионщики пренебрегли таким критерием истины как объективность: ведь они пренебрегли проверкой информации, а предоставили ее через восприятие другого человека, который через то, что изменил название видео, показал свое видение ситуации. Да и на фоне того, как путались в своих словах власти и телевизионщики становится понятно, что такие традиционные СМИ как радио или телевидение заметно проигрывают социальным сетям и интернет изданиям. В данной ситуации стало очевидно то, о чем, как мне кажется, и так знает каждый: телевидению нельзя доверять. Да и помимо всего оно утрачивает свои позиции не столько из-за того, что не вызывает доверия, а больше из-за того, что не способно так оперативно обеспечить нас информацией, как это делают интернет издания или мы сами. Вот и получилось, что случись, что посерьезней, ты бы срочно включил телевизор (как это вроде положено делать в таких ситуациях, ну или радио на крайний случай), а тебе там говорят то чего на самом деле нет, и как реагировать и что делать ты не знаешь. Значит ли это, что скоро место традиционных СМИ займет интернет? Возможно. Лично я в этот день телевизор включила только вечером, за происходящим я следила через "вконтакте", чего мне было вполне достаточно, ведь в принципе информация там обновлялась регулярно, согласитесь, что это намного оперативнее, чем новости раз в несколько часов.
Ну и в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на ляпы наших властей, которые то нашли, то не нашли место падения, легкий страх и выбитые стекла и погнувшиеся балконные двери, люди в этот день были в необычайно приподнятом настроении духа. Сложилось впечатление, что все надеялись на какие-то изменения, хотя бы элементарным не идти завтра в школу или на работу, может быть кто-то надеялся на что-то большее, да и у меня такие мысли были, но как я поняла никакой метеорит не в силах изменить то, чего мы не хотим изменить мы. Но и больше всего, конечно, запомнилось то, как всех нас что-то объединило, наверное, это были и похожие проблемы и переживание, но больше всего нас объединило зрелище. 

четверг, 14 февраля 2013 г.

Государство: понятие, признаки, формы

Что такое государство? Прежде всего государство - центральная организация политической системы, обладающая верховной властью на определенной территории, имеющая исключительное право издавать общеобязательные законы и использовать в необходимых случаях насилие. Это институт, отличающийся от гражданского общества, имеющий наделенный властными полномочиями аппарат с особым слоем государственных служащих, а также аппарат принуждения, включающий в себя армию, полицию, разведку, тюрьмы и т.д.
1) Презентация по теме:

Государство

Источник

2)Основные теории происхождения государства: 



  1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский.
  2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

  3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

  4. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

  5.  Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

  6.  Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде "вождя нации", "чистоты крови", история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

  7.  Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию. 








четверг, 7 февраля 2013 г.

Семья

1)Презентация по теме:

СЕМЬЯ

2) Домашнее задание по теме:
Хотелось бы начать с того, что я живу в расширенной(сложной) семье, так как помимо мамы, папы и брата  у меня есть двоюродные и троюродные сестры и братья, дядя, 2 бабушки и 2 дедушки. Кроме того, наша семья может считаться неолокальной, так как мы живем отдельно от старшего поколения. Говоря о характеристиках, связанных с социальными статусами родителей, можно сказать, что в этом плане наша семья гомогенная, потому что и мама и папа из одной социальной страты. Также наша семья гомогамная, так как разница в возрасте моих родителей незначительна, они одной национальности.Семья моногамная(2 партенера). В заключение я могу сказать, что тип моей семьи - демократический. Такие выводы я делаю и того, что мои родители всегда вместе принимают решения.